17 сентября 2017        110         0

Что делать родителям, если у младшего школьника конфликт с учителем

Автор статьи – детский психолог, преподаватель с большим стажем,  занимающийся проблемами в  воспитании и психологии детей разного возраста.

Одно из умений, которым должен овладеть ученик начальной школы, – научиться общаться со взрослыми и другими детьми от своего имени, отстаивать свою позицию и выполнять требования, предъявляемые учебным заведением.

Это очень сложные задачи, с которыми вчерашний дошкольник справляется далеко не всегда. Поэтому родители иногда жалуются на то, что:

— их ребенок плохо ведет себя на уроках;

— ругается с учителем;

— не желает идти в школу.

Разобраться в причинах такого поведения непросто, но если вовремя не вмешаться в сложившуюся ситуацию, то в будущем ребенку сложно будет стать коммуникабельным, дипломатичным и научиться сопоставлять свои желания с потребностями других.

конфликт с учителем

Чем учитель не угодил

Педагог и его ученики – это люди, а между представителями вида Homo sapiens, как известно, далеко не всегда бывает взаимопонимание. Итак, конфликты у младшего школьника и учителя возникают, если:

— педагог придерживается авторитарного стиля общения. Сели-встали, упали-отжались – все по команде. А если шаг в сторону – повышение голоса (порой доходящее до крика) и нелицеприятные слова в адрес якобы провинившегося.

Такая позиция особенно неприемлема для тех детей, которые привыкли к доверительным отношениям в семье, и к тому, что мнение младших принимают в расчет.

Тяжело приходится и учащимся с творческим потенциалом. Высказывание своего мнения на уроке зачастую принимается за недостаток воспитания, а нестандартно написанное сочинение – за плохое освоение учебной программы;

— учитель слишком требователен к внешнему виду своих подопечных и другим проявлениям аккуратности: застегнутые пуговицы, белый бант, каллиграфический почерк, отведенные поля, чистые обложки и прочее.

Никто не утверждает, что дети должны быть неряхами, но у ученика младших классов вполне может помяться пиджак, закататься брючина, расплестись коса и т. д. Подобное случается не так уж и редко, поэтому виноватыми оказывается большая часть класса;

— ребенку на уроках скучно. Увлечь учеников, заинтересовать их предметом – задача, с которой может справиться педагог высокой квалификации, или, по крайней мере, энтузиаст своего дела. Если учитель сам равнодушен к своей работе, то не стоит ждать образцовой дисциплины от детей;

— имеют место недоразумения в семье ученика или недопонимание между родителями и наставником их ребенка. Малыш подсознательно переносит отрицательные эмоции на педагога, а учитель в свою очередь умышленно или нет «отыгрывается» на ученике;

— ребенок действительно неправ: без причины отвлекается на уроках, плохо выполняет домашние задания, грубит, обижает одноклассников и т. д.

конфликт с учителем

У ребенка конфликт с учителем: вникаем в проблему

Противостояние педагога и ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Не стоит делать и поспешных выводов. Главное – детально разобраться в ситуации и наметить пути ее исправления. Родители должны:

— постараться не упустить начало обострения отношений между их чадом и педагогом. Сигналом тревоги станут плохие отметки, замечания в дневнике, отказы ребенка идти в школу, нежелание делать уроки, а также карикатуры, нарисованные на учителя;

— при первых же проявлениях вышеупомянутых «симптомов» поговорить с ребенком по душам, выяснить, что случилось, дать возможность выплеснуть ему эмоции, продемонстрировать свое родительское сочувствие;

— выслушав точку зрения своего чада, побеседовать с учителем. Во время разговора, и особенно при оценке ребенка, необходимо постараться сделать так, чтобы педагог был как можно более объективным. Обязательно следует выяснить, что именно ему не нравится в поведении малыша и почему.

Способы разрешения конфликта: главное – без суеты

разговор с учителем

При разговоре с учителем важно не впасть в одну из двух крайностей: заискивать перед наставником или несправедливо защищать свое дитя. Чаще всего истина находится посередине, а потому, чтобы разрешить конфликт, на уступки должны пойти обе стороны: учителю следует пересмотреть свое отношение к ребенку, а младший школьник начнет готовить уроки, следить за собой и попытается проявить хоть какую-то активность.

Если, как окажется, малыш действительно неправ (сам выступает в роли инициатора конфликта), то необходимо сделать ему соответствующее внушение и наставить на путь истинный.

Если первоисточником конфликта между учителем и младшим школьником является недопонимание между родителями и наставником, то следует попробовать нивелировать данную ситуацию. Например, чтобы найти точки соприкосновения, – пригласить педагога на семейный ужин и пообщаться с ним в неформальной обстановке или же как можно чаще посещать школу (забирать ребенка после уроков, принимать активное участие в классных мероприятиях и т. д.) и при этом не забывать разговаривать с наставником.

Когда причиной конфликта с учителем, плохого поведения младшего школьника или его неуспеваемости являются проблемы или недоразумения в семье, то необходимо родителям решить их как можно скорее, например:

работа дома ребенка

— снизить нагрузку на чадо, связанную с выполнением домашних обязанностей (если их действительно много);

— исключить негативное влияние на малыша, исходящее от других родственников или взрослых (если таковое имеется);

— обеспечить младшему школьнику достаточный уровень комфорта для учебы (если он низок). Как минимум, у ребенка должен быть собственный письменный стол, детское эргономичное кресло, соответствующее всем санитарным нормам искусственное освещение;

— уделять ребенку больше внимания (если ему его действительно не хватает по каким-либо причинам: в связи с занятостью мамы с папой, их сосредоточенностью на собственных проблемах или интересах, из-за их неправильного подхода к воспитательному процессу и пр.).

При этом в обязательном порядке необходимо учесть следующее: если в семье несколько детей – никаких любимцев! То есть ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кому-то из них внимания уделялось больше, чем другим, и тем более, чтобы кто-то из них чувствовал себя изгоем. Даже существует золотое правило, позволяющее существенно снизить вероятность внутрисемейных конфликтов и обид, которое гласит: родители свое внимание должны правильно распределять – каждому ребенку достаточно много и примерно в равной степени;

— стараться не ссориться при малыше, не употреблять спиртные напитки и т. д. и т. п.

Но есть и такие случаи, когда единственным выходом из сложившейся ситуации будет перевод своего чада в другой (параллельный) класс или даже смена учебного заведения. К такому придется прибегнуть, если:

— точки соприкосновения между учителем, учеником и родителями невозможно найти;

— выяснится, что наставник придерживается авторитарного стиля общения, а для ребенка и родителей это неприемлемо;

— педагог по тем или иным причинам не в силах сделать так, чтобы малышу хотелось учиться.

comments powered by HyperComments
  Метки:
Новые блоги

Статус школьника в коллективе – это необходимо знать

Школьный класс – это не только уроки, но и общение со сверстниками, дружба или вражда, принятие или непринятие ребенка в...

Что делать родителям, если у ребенка кризис

Развитие человека протекает неравномерно. Более или менее стабильные периоды сменяются критическими. Как ни странно, именно во время кризиса происходит качественный...

Что делать с детской истерикой

Эмоции есть у всех. У детей, у взрослых любого возраста и даже у животных. Но в отличие от представителей фауны,...
Войти


comments powered by HyperComments

Найти на сайте