Авторская, Школа        20 марта 2018        84         0

Наказание наградой? Мы мешаем детям жить

Кто бы чего не говорил, но телевизор по-прежнему остаётся самым популярным способом времяпрепровождения. Да, ему дышат в затылок соцсети и интернет с лёгоньким контентом, но и они лишь аналог всё того же телевизора, только с мышкой вместо пульта и большей иллюзией свободы и выбора. В чём же такой невероятный успех? Всё просто, на самом деле. Телевизор – это самый удачный вариант убийства времени. Того самого, на нехватку которого мы жалуемся.

— Знаешь, времени ни на что не хватает, — горестно говорим мы друзьям и плюхаемся на диван перед телевизором, утыкаемся в монитор и в экран смартфона, пролистывая ленту новостей.

Парадокс? Да ну что вы! Просто нас никто и никогда не учил, что делать с этим внезапно свалившимся богатством – с временем. Конечно, есть те, кто умеет себя занять, но много ли таких? Много? Если да, то вы живёте не в моей реальности, не читайте дальше, вам не надо. )

В моей вселенной всё именно так, немного грустно. И часть ответственности я возлагаю на систему. Ту, в которой мы живём, в которой воспитывали нас, и в которой мы воспитываем своих детей. Систему, которая постоянно даёт оценку нашим действиям, а если оценки нет, то действие как бы ничего и не стоит. И если в моём детстве всё было немного проще, то сегодня система оценок и рейтинга просто зашкаливает.

Вот я сижу и перебираю разные свидетельства, сертификаты и грамоты своей дочери. За три года их накопилось достаточное количество, можно, например, оклеить стену в спальне, ничего так получится, живенько. Всевозможные конкурсы эрудитов, эстафеты, забеги, номинации чтецов и жнецов, кенгуру, медвежонки и бульдоги (зоопарк, какой-то), летающие пегасы и золотые руно. 3 место, 5 место, 25 место, 456 место (о! зато какая массовость мероприятия!), всё это, вероятно, призвано подчеркнуть, что мой ребёнок в этой жизни чего-то стоит – занимает свою ступеньку в общем зачёте. А вкупе со школьными оценками это придаёт дополнительный вес и значимость. Ну а то, что остаётся за бортом всей этой вакханалии цифр, оно вроде как ничего и не стоит, так блажь и пустая трата времени.

Позавчера моя дочь с подружкой прыгали на батутах.

— Варя, сделай тройной кувырок! Варя, сгруппируйся! Варя, отрабатывай движения! – бодро выкрикивала команды подружкина мама.

И Варя послушно группировалась и отрабатывала.

— Пусть заодно и потренируется, чего так просто прыгать, — с улыбкой объяснила мне Варина мама.

Действительно, чего так просто прыгать. За так просто медали не дают и на ступеньку выше в рейтинге не поднимают. Так просто – это то самое время, которое однажды у вас появится, и вы не найдёте ничего лучшего, чем просто убить его, скажем, перед экраном телевизора.

Есть замечательная книга «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками», автор: Альфи Кон. Самый яркий отзыв на эту книгу, из тех, что я читала, отзыв, попавший в яблочко, был таким: «автор осуждает действующую систему, но ничего не предлагает взамен».

Признаться, беря книгу в руки, я тоже подсознательно искала «лекарство». Если рейтинги, оценки и награды – контрпродуктивны, то что действенно? Действенно-то что? Чем заменить?

Вообще-то, ответ в книге есть, и ответ этот лежит на поверхности. И он такой: ничем. Не надо ничем заменять оценки и награды. От них нужно просто отказаться. Ведь любое действие ценно уже само по себе. И совершенно неважно, что вы делаете – пишете книгу, бежите стометровку, варите суп, защищаете диссертацию по квантовой физике или прыгаете на батуте.


Читайте нас в Telegram

comments powered by HyperComments