Авторская, Школа        17 марта 2018        30         0

Ахиллес и черепаха. Парадокс Зенона в действии

— Скоро конец четверти, надо оценки исправлять, — озабоченно сказала мама Кати и выразительно посмотрела на меня, — а вам?

Я пожала плечами. Лично мне никакие оценки исправлять уже не надо, я свою школу закончила больше 25 лет назад.

— Везёт вам, — констатировала Катина мама, видимо, приняв пожатие моих плеч за отрицательный ответ.

Я, конечно, понимаю, что под словом «вам» подразумевается сакральный тандем «ребёнок+родитель», но даже и в этом случае «нам» исправлять оценки точно не надо. И, уж если на то пошло, я совершенно не понимаю, как можно исправлять оценки. Как исправлять ошибки я представляю, но вот оценки… Оценка для меня – это всего лишь маркер, сигнализация. Горит зелёная лампочка – всё ОК, работаем дальше, горит жёлтая – напряглись, загорается красная – бей тревогу. Никому и в голову не приходит исправлять лампочку – устраняют неисправность.

Вся беда в том, что, начиная с торжественного момента первого школьного звонка, и (тут мне хочется написать до последнего звонка, но это было бы слишком оптимистично) далее по жизни происходит подмена понятий, постепенно, шаг за шагом, медленно, но, увы, верно. И, дети, к сожалению, очень легко и быстро приспосабливаются к сложившейся ситуации.

Это нам, взрослым, кажется, что ребёнок стремится к знаниям, но в большинстве случаев он стремится просто к хорошей оценке, ведь именно оценка так радует маму с папой и учителя, а, значит, и его самого. Быть отличником, при прочих равных, не так уж и сложно – достаточно соблюдать несколько простых и верных правил и следовать проторённой дорожкой, желательно никуда не сворачивая. Отличник – не обязательно самый умный, но почти всегда послушный, дисциплинированный и исполнительный. И хитромудрый.

Я училась в двух ВУЗах: техническом и гуманитарном. И в обоих действовало одно и то же негласное правило – все семинары распределялись между студентами, уверенно идущими на красный диплом, кто, когда и какую тему готовит, с каким докладом выступает и т.д. Это создавало иллюзию упорной работы и давало твердый шанс получить «автоматом» зачёт или экзамен. Разумеется, на заветную «пятёрку».

Семинары распределялись в начале каждого семестра, и этого неофициального графика все строго придерживались. Уверена, преподаватели были в курсе, этот «велосипед» был изобретен задолго до нас, но всех всё устраивало: одни получали нужные оценки, другие – свой процент краснодипломников. А знания? Знания, конечно, были. Но в другом месте.

Однажды моя начальница рассказала такую историю. Она переводила для немца, которому делали обзорную экскурсию по заводу. В числе прочих достижений неоднократно упоминалось большое количество работающих специалистов с красными дипломами.

— Ну что вам на это сказать? – вежливо улыбнулся немец в ответ на очередной поток патетических восхвалений, — одно из двух: или у вас, действительно, много умных людей, или много красных дипломов.

И вот тут я задаюсь другим вопросом – почему же мы так живём? Так, в смысле, не больно хорошо. А часто совсем нехорошо. И иногда совершенно нехорошо? У нас, что, мало умных людей? Нет, совсем немало. И красных дипломов просто завались. Вся беда в том, что одно с другим не всегда коррелируется. И ставка делается не на то.

И напоследок: однажды мой папа, любитель всяческих математических задачек и головоломок, подсунул мне знаменитый парадокс Зенона – про Ахиллеса и черепаху.

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее.

Я билась на ней несколько дней, и как бы ни был быстр мой Ахиллес, но от медлительной черепахи его всё время отделяло пусть мизерное, но расстояние. Папа ходил рядом, довольный как кот, и весело потирал руки. В конце концов, я сдалась.

— Он её не догонит, — чуть не плача, сказала я, — хотя, чёрт возьми, он должен её догнать.

— Ты просто применила не тот подход, — засмеялся папа, — ты взяла за основу математическую модель, а нужно было брать физическую.

Вот и мы также живём. И детей своих также учим жить. Исправляем оценки, а не ошибки. И, чёрт побери, да, наш Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Читайте нас в Telegram

comments powered by HyperComments
Новые блоги

Статус школьника в коллективе – это необходимо знать

Школьный класс – это не только уроки, но и общение со сверстниками, дружба или вражда, принятие или непринятие ребенка в...

Что делать родителям, если у ребенка кризис

Развитие человека протекает неравномерно. Более или менее стабильные периоды сменяются критическими. Как ни странно, именно во время кризиса происходит качественный...

Что делать с детской истерикой

Эмоции есть у всех. У детей, у взрослых любого возраста и даже у животных. Но в отличие от представителей фауны,...
Войти


comments powered by HyperComments

Найти на сайте