Авторская, Школа        30 ноября 2017        97         0

Я мыслю, значит существую

На самом первом школьном собрании Елена Константиновна задала вопрос, чему важнее всего научиться в первом классе. Каков приоритет? На что следует обратить самое пристальное внимание?

Родители стали выдвигать свои версии, выдвинула и я свою:

— Самое главное научиться учиться, — сказала я.

— Ну это Вы загнули, милочка, как-то слишком, —  покачала головой Елена Константиновна и, видя, что фантазия родителей иссякла, резюмировала, — самое главное, научиться читать.

научиться читать

И мы все согласились.

Потому что аксиома, и не поспоришь.  Только вот ведь ерунда, сколько их этих правильных аксиом, разумных мыслей, верных высказываний, блестящих, отполированных и без изъянов, призванных сеять разумное, доброе, вечное, которые мы берём за основу, которыми мы – кирпичик за кирпичиком – что-то выкладываем и строим, а на выходе получается всё равно каземат.

И хорошо ещё, если в этой тюрьме бьётся хоть какая-то мысль – есть шанс, что ей удастся вырваться на свободу, но бывает и так, что внутри одна пустота.

лучший учитель

… Учитель моей дочери – заслуженный педагог, она может объяснить, научить, донести и сделать это так, как у меня не получится никогда в жизни. И все её регалии, награды и заслуги заслужены. Я вижу, как растут знания у моего ребёнка, но… но когда я спрашиваю дочку, что ей нравится в школе, я не получаю внятного ответа. Я спрашиваю её друзей и вижу, как они мнутся, выдавливая из себя что-то вроде:

— Нууу, физкультура нравится…

— Эээ, наверно, математика немного…

И за всеми этими «нууу», «эээ» и «наверно» стоит компромисс.

У детей ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы лихо и с блеском в глазах соврать, но достаточно ума, чтобы понять, какой ответ хочет получить взрослый.

И вот на неудобный вопрос я получаю невнятный ответ, в который закутываю своё беспокойство и тревогу, бормоча себе под нос что-то про священный сосуд знаний.

Да, знания-то есть, вот только приложить они их не хотят. А если хотят, то не могут. А если могут, то всё равно получается криво. Потому что, если образно, школьные знания – квадратные, а жизнь – то круглая, то овальная, то многогранная, а то и вообще 3D, и натянуть плоский квадрат на многомерное пространство получается плохо. Примерно также, как из букв «ж», «о», «п» и «а» сложить слово «вечность».

А всё потому что методичка. Её Величество Методичка, некий школьный ГОСТ, которая сама по себе и неплоха, но при должном рвении, старании и упорстве из удобного и полезного инструмента трансформируется в Прокрустово ложе. А там уж, кого надо – подтянем, а кому и крылышки обрежем.

Я не против методичек, нет, но методичка должна быть всего лишь канвой. Канвой, на которой цветными пятнами расцветают фантастические цветы, переливается разноцветьем радуга, где дождём проливается осень, и в странном танце кружится последнее золото листьев, где штормы и ураганы поют свои космические песни, а зимний лес зачаровывает своим безмолвием…

Если в вашей жизни были учителя, которые смогли выйти за рамки методички и приоткрыть вам дверь в это волшебство, я вам завидую. Я завидую сама себе, потому что у меня такие учителя были. Зоя Николаевна, Елена Генриховна, Олег Владимирович и другие. Многие другие.

…На том собрании я ответила неверно. Научиться учиться, на самом деле, просто. И не это главное. Главное – научиться думать. Cogito, ergo sum.


Читайте нас в Telegram

comments powered by HyperComments
Новые блоги

Статус школьника в коллективе – это необходимо знать

Школьный класс – это не только уроки, но и общение со сверстниками, дружба или вражда, принятие или непринятие ребенка в...

Что делать родителям, если у ребенка кризис

Развитие человека протекает неравномерно. Более или менее стабильные периоды сменяются критическими. Как ни странно, именно во время кризиса происходит качественный...

Что делать с детской истерикой

Эмоции есть у всех. У детей, у взрослых любого возраста и даже у животных. Но в отличие от представителей фауны,...
Войти


comments powered by HyperComments

Найти на сайте